Запреты и ограничения в жизни ребенка

Нет времени читать?

В каждой семье существует свой набор запретов, но есть некоторые общие принципы, следуя которым можно сделать воспитательные усилия более эффективными. Что нужно запрещать, в какой форме и какими должны быть последствия таких запретов.

Запреты – это, прежде всего, вопросы безопасности: в силу своей неопытности дети могут случайно навредить себе. Так же запреты важны с воспитательной точки зрения. Четкое понимание, что можно и что нельзя дает необходимый фундамент для психического развития ребенка. В будущем ребенку будет проще выстроить отношения с другими людьми и проще удержаться от зависимостей.

Как правило родители устанавливают четкие границы. Малыш поступает хорошо – хвалят, плохо- наказывают. Иногда ребенку не объясняют за что его наказали, считая, что он сам должен разобраться с причинно-следственной связью. Такой подход психологи считают вредным. Ребенок начинает испытывать страх перед собственными действиями, так как в любой момент может быть наказан без объяснений.

 

Делим запреты на зоны.

Чтобы ребенку было проще разобраться с запретами, делим их на четыре цветовые зоны.

  • Зеленая зона – ребенок сам принимает решения – с кем дружить, когда сесть за уроки, во что поиграть.
  • Желтая зона – решения продолжает принимать ребенок, но уже с некоторыми ограничениями. Порядок выполнения домашних заданий определяет ребенок, но закончить он должен к девяти вечера. Ребенок учится самостоятельности, но уже под контролем взрослых.
  • Оранжевая зона – ребенку разрешают то, что обычно запрещено, только в исключительных случаях. Ребенка что-то напугало и ему разрешают спать с родителями, встречаем новый год, значит можно лечь попозже.
  • Красная зона – действия, запрещенные при любых обстоятельствах. Нельзя играть с огнем, выбегать на проезжую часть, мучить животных и так далее.

 

Какие запреты действенны?

Запрещаем соответственно возрасту.

Двухлетний малыш еще не понимает почему дорогу надо переходить, держа за руку взрослых и нельзя трогать бродячую собаку. Наказывать за такое поведение детей до трех лет просто не действенно. Так же надо понимать, что в разном возрасте – разные «можно» и «нельзя». Трехлетнему малышу еще нельзя гулять одному, а семилетнему нельзя уходить за пределы детской площадки.

Не затрагиваем права ребенка.

Наказание за плохое поведение может лишать ребенка привилегий, но не прав. Малыша в наказание можно лишить планшета или сладкого, но нельзя оставлять без ужина или не выпускать из комнаты. Помним важное правило – наказывая, лишаем хорошего, но не делаем малышу плохо.

Не перегибаем с запретами.

Одно дело запретить ребенку лезть на дерево, опасаясь травмы, и другое не разрешать подвижные игры во дворе, в попытке уберечь детскую одежду. Когда родители запрещают ради собственного спокойствия, тогда ребенок либо слушается, но при этом перестает доверять родителям, либо начинает защищать свои интересы с помощью агрессии.

Наказываем за сознательное нарушение запрета.

Ребенок взял в руки острый предмет или решил потрогать розетку. Сначала объясняем почему этого нельзя делать и только в случае повторного случая наказываем. Наказание должно последовать только если ребенок сознательно делает запрещенные вещи.

 

Как добиться выполнения запретов.

Запрещая – объясняем.

Нельзя разговаривать с незнакомцами и брать у них конфеты, нельзя переходить дорогу на красный свет и заходить в водоем без взрослого. Каждый из этих пунктов можно и нужно объяснить малышу.

Избегаем приказного тона.

О запретах говорим спокойно и конкретно. Запрет, озвученный грубо, воспринимается ребенком тяжелее. Например: «Сладкое у нас после ужина» вместо «Немедленно положи конфету на место».

Запрет един для всех.

Мама запрещает сладкое до обеда, а бабушка тихонько подсовывает зефирку со словами «А маме мы не скажем». Такая несогласованность в действиях взрослых приводят к тому, что у ребенка формируются двойные стандарты и он учится вести себя с разными людьми по-разному и получать из этого выгоду.

Сохраняем последовательность.

«Вообще-то нельзя, но сегодня можно». Так можно только запутать ребенка. Запреты могут корректироваться, но не на ходу. У ребенка должно быть четкое понимание, что запрет – это не желание его обидеть и ущемить в правах, а забота о его безопасности.

Корректируем список ограничений.

Ребенок растет и какие-то запреты можно снять или добавить новые, соответствующие возрасту. Важно помнить, что мы обеспечиваем безопасность ребенка и закладываем правила поведения в обществе, а не лишаем его самостоятельности, превращая жизнь в сплошную череду запретов.

16.12.2020