Темпераментный ребенок. Нюансы воспитания

Нет времени читать?

С первых дней жизни дети по-разному реагируют на окружающий их мир. Один спокойно изучает все вокруг, другой по малейшему поводу напоминает о себе громким плачем, третий гиперактивен и требует постоянного внимания. Зная темперамент своего ребенка родителям проще скорректировать его воспитание и развитие.

Темперамент – что это?

Реакция на мир, с учетом особенностей нашей нервной системы – это мы называем темпераментом. Это понятие состоит из трех ведущих качеств: общительность, реактивность и саморегуляция.

*Общительность –то, как чувствует себя ребенок, знакомясь с новыми людьми или получая новый опыт.

*Реактивность – то, как ребенок реагирует на разные события, когда он получает или не получает желаемое. Более сильные эмоции, как правило, испытывают реактивные дети.

*Саморегуляция – то, как ребенок контролирует свои чувства и поведение. Умение концентрироваться и внимание говорят о хорошей саморегуляции.

Наблюдая за малышом с первых дней жизни, родители могут безошибочно определить его темперамент. Каждый ребенок будет по-своему реагировать на одну и ту же ситуацию, будет общителен или наоборот. Все это объясняется разницей в темпераменте.

Как выбрать правильный путь воспитания, зная врожденные особенности ребенка?

Родители могут скорректировать воспитательный процесс, учитывая индивидуальность своего ребенка, и помочь ему развить сильные и положительные качества.

Реактивность:

Бурные реакции на хорошие события и еще более бурные, если что-то идет не по плану. Ребенка с высоким уровнем реактивности стоит научить спокойно реагировать на внешние события. Не лишним будет умение расслабляться и проговаривать негативные эмоции.

Реактивный ребенок очень активен. Родителям стоит обратить внимание на подвижные игры и физические нагрузки. Однако нужно учитывать, что такому ребенку может быть сложно успокоиться. Так перед сном игры следует заменить на чтение или дыхательные расслабляющие упражнения.

На первый взгляд может показаться, что ребенок с низким уровнем активности более удобен в плане воспитания. Но родители сталкиваются с нерешительностью, пассивностью и не желанием высказывать собственное мнение. Таким детям надо чувствовать, что их мнение важно. Родителям стоит привлекать их к обсуждению нового фильма, книги, обсуждать меню и планы на выходные.

Так же надо обратить внимание на физические нагрузки. Дети с низким уровнем активности предпочитают тихие спокойные занятия: рисование, чтение. Поэтому родителям стоит чаще выбираться с такими детьми на прогулку.

Саморегуляция:

Ребенок с хорошей саморегуляцией лучше контролирует эмоции и владеет собой. Он быстрее успокаивается после переживаний. У таких детей хорошая концентрация внимания и они упорно идут к цели, пока не получат нужный результат. Склонность к перфекционизму и боязнь ошибок так же присущи этим детям. Задача родителей поддержать и объяснить, что ошибаться это не страшно и это как раз путь к развитию.

Дети, у которых сложности с саморегуляцией, как правило неусидчивы и быстро теряют интерес к задаче. Их внимание переключается с одного занятия на другое и им сложно довести начатое до конца.  Родителям можно разнообразить процесс выполнения задачи с помощью игр ил предложить награду за завершенное дело.

Общительность:

У общительного ребенка не бывает проблем с новыми знакомствами, он охотно играет с другими детьми. Родителям не приходится его специально развлекать. Такие дети легче реагируют на изменения в привычном режиме. Им нужны новые впечатления и опыт. Важно выделять время для общения с близким человеком один на один.

Менее общительные дети труднее идут на контакт. Им может быть некомфортно в большой группе детей. Они предпочитают занимать себя сами и сложно воспринимают перемены в привычном образе жизни. Важно научить ребенка справляться с тревогой, адаптироваться в новых ситуациях. Попробовать пригласить пару его друзей в гости или на прогулку, постепенно расширяя круг знакомых.

Темперамент или характер?

 «Темперамент образует природную основу характера и, под влиянием жизненного опыта, становится характером» – такое определение дает специалист по детской психологии и автор книг по воспитанию Юлия Гиппенрейтер. Ребенок рождается со своим индивидуальным темпераментом, а вот характер проявляется не сразу и на его становление влияет множество факторов.

По мере взросления человека меняются и черты его характера. Благодаря целеустремленности и мотивации, неусидчивый и отвлекающийся ребенок может проявить выдержку и концентрацию.

Родителям важно вовремя заметить, какие черты преобладают в их малыше и помочь ему подчеркнуть сильные стороны темперамента и справиться со слабыми.

16.12.2020