Способность ребенка справляться с трудностями

Нет времени читать?

Одни взрослые легко достигают успеха, хотя росли в неблагополучных семьях, а другие не могут реализоваться, хотя для этого были все предпосылки. Как научить ребенка, несмотря на трудности, добиваться успеха? Как развить такое психологическое качество, как резильентность?

Характер

Слово resilience, в переводе с английского, означает «упругость, способность возвращать свою форму после нагрузок». Это свойство характера, которое мы часто называем силой духа, твердостью и несгибаемостью. Во второй половине ХХ века ученые занялись исследованием этой способности. Их заинтересовало, как и откуда у детей формируется сосредоточенность, целеустремленность и другие необходимые качества.

Огромное значение в развитии ребенка играет не, какое количество знаний он получит в первые годы жизни, а то сможет ли он проявить другие качества, такие как, любознательность, самоконтроль, выдержку, настойчивость и уверенность в себе. Особенно это важно для детей из семей с низким доходом. Им приходится сталкиваться с большим количеством трудностей, чем детям из благополучных семей и рассчитывать на собственные силы и качества.

Из чего складывается жизнестойкость?

Американский исследователь Сальваторе Мадди первый определил три компонента, которые составляют резильентность.

Вовлеченность. Чем активнее человек взаимодействует с миром, тем больше шансов, что он принесет ему что-то позитивное. Даже в трудные моменты важно не терять связь с миром, участвовать в происходящем, поддерживать контакты и быть в курсе новостей. Другим словом делать все, чтобы не чувствовать себя лишним и отвергнутым, не замыкаться в себе.

Контроль. Стараться всегда повлиять на исход событий. Если же это невозможно, то поменять отношение к происходящему. Резильентные люди легче принимают ситуацию такой, какая она есть и не впадают в панику, если от них ничего не зависит.

Принятие риска. Перемены и стрессы – неотъемлемая часть жизни, и любые неудачи – это, прежде всего, опыт. И этот опыт позволяет обратить внимание на ошибки, исправить их и двигаться дальше. Жизнестойкие люди спокойно воспринимают неопределенность готовы действовать в условиях риска.

Сальваторе Мадди доказал, что уровень жизнестойкости напрямую зависит от опыта человека, полученного в раннем детстве. Положительно влияют на формирование жизнестойкости:

  • развитие уверенности в себе;
  • стрессы:переезды, развод родителей, трудное материальное положение;
  • стойкое ощущение своего предназначения и смысла жизни.

Негативное влияние оказывают:

  • недостаточная поддержка со стороны близких;
  • минимальное участие в школьной и социальной жизни;
  • отсутствие чувства предназначения.

Жизнестойкие дети в состоянии отделять себя от своих проблем. У них сильнее развит эмоциональный интеллект: они легко понимают поступки других людей и считывают их невербальные сигналы. Такие дети могут легко переключиться с одной задачи на другую, при этом доводят их до конца. При собственной независимости и самодостаточности, они с уважением и симпатией относятся к окружающим.

Ребенок с высоким уровнем жизнестойкости, не боится проявить активность и инициативу. У него хорошие отношения со сверстниками и доверительные с родителями. Чувство юмора позволяет ему видеть смешное даже в сложных ситуациях.

Условия для развития жизнестойкости.

Чтобы дети выросли жизнестойкими им необходимы определенные условия. Как цветку необходимы вода и свет, так ребенку нужны поддержка и возможность делать свой выбор, принимать самостоятельные решения. Создать и поддерживать такие условия – задача всей семьи. Для формирования жизнестойкости необходимы:

  • наличие защищенной среды, где ребенок чувствует себя уверенно, где есть значимые для него взрослые;
  • значимость семьи и родственных связей;
  • поощрение самостоятельности и возможность действовать самостоятельно;
  • свобода выбора;
  • соблюдение простых и понятных правил;
  • свобода выражения своих чувств;
  • помощь в преобразовании негативных чувств в позитивные;
  • поощрение его увлечений и интересов;
  • возможность всегда получить помощь и поддержку.

Развиваем резильентность в ребенке.

Нам могут помочь собственное отношение к трудностям, образ жизни и воспитание, все то, что мы передаем собственным детям. Список педагогических приемов, которые мы можем использовать при формировании жизнестойкой личности ребенка, мы можем найти в книгах Эми Морин «13 привычек сильных духом людей» и «13 привычек сильных духом родителей».

  1. Даем детям возможность самим решать проблемы. Задача родителей научить преодолевать трудности и быть рядом. Не надо решать проблемы за ребенка. Ребенок должен понимать, что усилия и работа необходимы для достижения результата.
  2. Учим принимать отказ. Часто отказ может выбить из колеи даже взрослого, не говоря о ребенке. Научить правильно реагировать в такой ситуации, понимать, что отказ – это не конец света – задача родителей. Научите ребенка воспринимать отказ, как этап пути, и возможность еще раз попробовать.
  3. Учим контролю над собственной жизнью. Проще в своих неудачах обвинить кого-то другого. Учитель плохо объяснил и поэтому в дневнике стоит двойка за контрольную. Возможно, это и так, но будет правильнее объяснить ребенку, что прежде всего он сам несет ответственность за то, что происходит в его жизни.
  4. Помогаем разобраться в собственных чувствах и управлять ими. Когда ребенок понимает свои эмоции, то ему легче с ними справиться. У него нет соблазна переложить на других ответственность за свои чувства. Он может сам справиться с гневом или раздражением. Помогите ребенку найти то, что сможет его успокоить или переключить внимание.
  5. Учим признавать и исправлять ошибки. Ошибаются все, это часть жизни. А вот признать ошибку и исправить ее может не каждый, и тут родители могут помочь своим личным примером.
  6. Оцениваем усилия, а не способности. Обычно девочек хвалят за то, что они сделали: вымыли посуду или подмели пол. Они постарались и получила хороший результат. А мальчиков хвалят за то, что они сильные или умные. «У тебя получился прекрасный рисунок потому, что ты талантливый». Не стоит связывать хороший результат с врожденными качествами ребенка, лучше похвалить за старательность и усердие.
16.12.2020