Ребенок и гаджеты. Золотая середина

Нет времени читать?

Все чаще телефоны и планшеты заменяют детям родителей. Дети все меньше используют речь для общения. В более старшем возрасте можно услышать от ребенка – «Ну, что ты звонишь? Написать не можешь?». О том, к чему может привести дефицит живого общения, мы поговорили с учителем-логопедом Службы БУ ВО «Череповецкий центр ППМСП» Еленой Макарцевой.

Раннее знакомство с цифровым миром.

Сложно представить современную жизнь без компьютеров, планшетов и телефонов. В гаджетах находится не только наша работа, но и вся остальная жизнь – наш досуг, наше общение. Но почему предметы техники оказываются в руках у малышей? По каким причинам родители знакомят их с такими манящими экранами?

Одни родители отвлекают ребенка во время долгого ожидания, например в длительных поездках. Кто-то таким образом пытается прекратить истерику и плач. Кому-то удается за счет телефона выкроить немного времени для себя. Некоторые особо продвинутые родители с раннего детства окружают малыша различными девайсами, в надежде, что так ребенок будет быстрее развиваться. Малыш живет в окружении цифровых сказок и колыбельных, умных часов и голосовых помощников.

В итоге живое общение в жизни ребенка заметно сокращается, уступая место цифровому пространству. Такой расклад устраивает и детей и взрослых. Для родителей создается ощущение занятости ребенка и получения им новых знаний. Ребенка же привлекает яркий экран и развлекательный формат.

Подводные камни цифровых нянек.

Если никак не регламентировать время, проведенное ребенком с телефоном и никак не контролировать этот процесс, то в будущем можно столкнуться с проблемами.

  • Развитие речи. Малыш может освоить речь только при живом общении с близкими, и только подкрепляя произнесение слов с практическими действиями. Другими словами, постоянно слыша речь с экрана телевизора, ребенок не учится говорить.
  • Коммуникации. Без практики общения с другим ребенком или взрослым, малыш не научится взаимодействовать, связывать интонации с определенными ситуациями, ему будет сложно формулировать свои мысли и считывать реакцию собеседников.
  • Необходимость отвечать. При просмотре телевизора такой необходимости не возникает. Малыша, если и спрашивают, в какой-нибудь познавательной передаче, то ответа все равно не слушают. У ребенка не формируется навык обратной связи. Пустой звук с экрана не вовлекает ребенка в диалог, не затрагивает чувств. В дальнейшем ребенок не видит смысла общаться, а отвечает в случае крайней необходимости.
  • Проблемы с общением. Цифровой мир, при всей своей красочности, не способствует развитию фантазии ребенка и так же не подталкивает его придумывать и создавать что-то свое, что-то новое и интересное. Он предлагает готовый продукт, с которым не надо тратить силы на выстраивание отношений со сверстниками. В момент, когда становится скучно, ребенок не прибегает к игре с друзьями или чтению, он берет в руки телефон.
  • Проблемы с восприятием письменной и устной информации. Привыкая получать информацию с экрана, ребенку в дальнейшем сложно дается чтение. Ему сложно понять смысл, текст не воспринимается полностью и не запоминается. Длинные и сложные обороты отбивают желание читать и думать.

Ищем выход.

Полностью оградить детей от гаджетов в современном мире не получится. Даже если вы не даете в руки малыша заветный телефон, он видит его у других и, как бы вы не сопротивлялись, рано или поздно с ним познакомится. Путь запрета, как правило, не действенен. А вот регламентировать время и контролировать качество виртуально-цифровых путешествий возможно.

Для самых маленьких время за телефоном или телевизором должно быть ограничено. Лучше быть рядом с ребенком во время просмотра мультфильма. Так вы сможете обсудить с ним увиденное, помочь разобраться, если что-то будет непонятно.

Проговаривайте поступки героев, кто правильно поступил или почему отрицательный герой так себя повел. После просмотра можно в игре закрепить увиденную ситуацию и таким образом зафиксировать информацию.

Знакомство с компьютерными и телефонными играми отложите до момента, пока ребенок не освоит обычные игры и занятия. Если малыш не начал рисовать, собирать конструктор, придумывать и играть в эти придуманные истории, то ему рано знакомится с играми в цифре.

При выборе игр, ориентируйтесь на развивающие и познавательные. Покажите ребенку, что цифровой мир может и должен быть полезным. Есть приложения, которые помогают писать, считать, решать логические задачи. Есть удобные календари, с помощью которых можно легко составить свое индивидуальное расписание.

Научите ребенка находить в гаджетах помощь, а не способ убить время. И будьте всегда открыты для общения, ведь его не заменят никакие светящиеся экраны.

16.01.2024