Ребенок и еда. Игра или нет?

Нет времени читать?

«Не играй с едой»! Сколько раз мы все произносили эту фразу. Но игра и ребенок не отделимы. Через игру малыши познают мир и усваивают новое. Играем с едой или во время еды? Об этом и не только размышляет нутрициолог, автор книги «Детское питание: одна еда для всей семьи» Александра Ситнова.

Малыш играет с едой, пробует ее на вкус, на свойства. Переливает или размазывает, надкусывает или сжимает. Пытается выложить из еды какой-то рисунок или сложить пирамидкой. Наберитесь терпения, все ранние познавательные игры с едой обычно чумазые и нервные для взрослых. Но, чем раньше ребенок пройдет этот этап, тем проще он будет давать включать в свой рацион новые продукты.

Как не стоит играть

Не надо отвлекать ребенка от еды во время кормления. Пусть процесс будет осознанным. Не придумывайте дополнительные занятия. Не покупайте столовые приборы в виде игрушек, не пытайтесь спасти зверят, нарисованных на дне тарелки, не украшайте дополнительно еду. Исключите все, что будет отвлекать ребенка.

Варианты игр

Мы собрали для вас примеры, которые придутся по душе не только малышам, но и младшим школьникам.

Новая буква. Пробуйте что-то новенькое на выбранную букву. Например, в течение недели вам надо попробовать апельсин, ананас, абрикос и авокадо.

Отгадай еду. Сегодня я загадал еду зеленого цвета и круглой формы. Можно добавлять параметры, пока ребенок не угадает. Потом можно поменяться ролями.

Что в мешке. Пусть ребенок попробует угадать через ткань, а потом на ощупь, что вы положили в мешок. Так же можно пробовать угадать продукты с завязанными глазами, по запаху.

Продукт дня. Устройте день только одного продукта и разнообразьте меню его вариациями. Можно есть просто бананы, сушеные бананы, пить банановый коктейль и есть мороженое с банановым сиропом.

Третий лишний. Попросите ребенка убрать лишнее слово из предложенной цепочки. Например – картошка, молоко, табурет. Потом можно усложнять и придумывать цепочки, в которых из всех продуктов надо отделить овощ от фруктов, например.

Близкое знакомство. Выберите какой-нибудь продукт и познакомьтесь с ним. Пусть ребенок ощупает его и опишет ощущения. Какой цвет у орешка или виноградины, гладкий он или шершавый, чем пахнет и так далее.

От игр к экспериментам

Все дети обожают проводить опыты или быть наблюдателями процесса. А если попробовать провести эксперименты с продуктами? Думаем, что такое времяпрепровождение окажется не только полезным, но и захватывающим.

Почему не тонет яблоко. Если вы возьмете целое яблоко без повреждений и положите его в воду, то оно не утонет. Так же не утонет дыня и тыква, а вот груша сразу пойдет ко дну. Секрет в том, что в яблоке содержится много воздуха, это и помогает яблоку не тонуть.

Опыты с солью. Налейте воду в две миску и в одну из них добавьте соль. Потом разрежьте картофелину пополам и положите в воду срезом вниз. Через полчаса вы увидите, как соленая вода вытянула воду из картошки и та сморщилась. Это отличный пример, чтобы объяснить ребенку почему нам так хочется пить после соленой еды.

Мешаем и не смешаем. Попробуйте налить пару ложек растительного масла в стакан с водой. Масло будет лежать на поверхности. При смешивании, на какое-то время, оно смешается с водой, но позже опять по каплям соберется на поверхности. Дело в разной плотности воды и масла. Вода более плотная, поэтому опускается вниз. По такому принципу работают лавовые лампы.

Искупаем апельсин. Апельсин не тонет в воде так же, как и яблоко. Но только пока он одет, точнее находится в кожуре. Стоит его почистить и он утонет. Секрет в его пористой кожуре, она задерживает воздух во фрукте.

Скрепка не тонет. За счет поверхностного натяжения воды, скрепка, лежащая на поверхности, не будет тонуть. Но стоит добавить каплю средства для мытья посуды и скрепка опустится на дно, так как натяжение изменится.

Пенная вечеринка. Разрежьте лимон и капните на половинки пищевой краситель разных цветов, а потом посыпьте содой. Можно любоваться образованием цветной красивой пены. Сода вступила в реакцию с кислой средой лимона. Такую же реакцию мы наблюдаем, когда печем пышные блины и добавляем соду и уксус.

Сохраним яблоко. В пять мисочек наливаем воду, молоко, раствор соды, лимонный сок, яблочный уксус, в шестую мисочку не наливаем ничего. Раскладываем по мисочкам шесть кусочков яблока и ждем пару часов. Только в лимонном соке яблоко не потемнеет. Так как первым в реакцию с кислородом вступит витамин С, находящийся в лимонном соке.

Напои капустку. Чтобы визуально объяснить малышу, как вода питает растение, можно провести такой опыт. Приготовьте раствор любого пищевого красителя и поставьте в воду листья белокочанной капусты. Теперь можно наблюдать, как цветная вода заполняет собой листья.

Плесень не пройдет. Вам понадобятся 4 зип-пакета. Возьмите 4 чистых салфетки, слегка намочите и разложите по пакетам. Потом возьмите четыре кусочка хлеба. Первый возьмите немытыми руками и положите в пакет, второй возьмите руками, обработанными санитайзером. Потом вымойте тщательно руки мылом и так же положите в пакет. Четвертый кусочек хлеба возьмите щипцами. Закройте пакеты и наблюдайте в каком из них плесень появится раньше.

Вот такие простые, но при этом увлекательные эксперименты можно проводить вместе с ребенком, заодно объясняя какие свойства есть у тех или иных продуктов.

17.12.2023