Развитие самостоятельности. 5 простых правил

Нет времени читать?

Задача родителей подготовить ребенка к взрослой жизни и вырастить его самостоятельным. Но не все родители правильно понимают, что значит самостоятельность и как ее воспитать. Об этом мы поговорили с доцентом кафедры дифференциальной психологии и психофизиологии МГППУ Елизаветой Давыдовой.

Самостоятельность у каждого своя.

Родители хотят, чтобы их ребенок был самостоятельным, но на деле добиваются от ребенка другого – управляемости. Настоящая самостоятельность не всегда удобна взрослым.

Задача родителей дать ребенку возможность проявить самостоятельность. Конечно же учитывая такие факторы, как возраст, навыки, индивидуальные особенности. Не стоит доверять ребенку решение задачи, с которой он раньше не сталкивался. Скорее всего у него не получится, и родители скажут ему – «Вот видишь, мы говорили, что тебе еще рано».

Страх, что ребенок не справится мешает родителям. Они как бы специально подводят ситуацию к нужному им результату. Хотя всего лишь стоит помочь своему ребенку и в следующий раз он справится сам.

Дайте ребенку время.

Ребенок может справиться с поставленной задачей, но ему нужно больше времени для ее выполнения. Родители проявляют нетерпеливость, не выдерживают и перехватывают инициативу.

Не требуйте самостоятельности, если у вас мало времени. Позвольте ребенку самому выбрать одежду для прогулки, но не тогда, когда вы уже опаздываете в детский сад. В этом случае, даже если малыш будет долго собираться и времени на прогулку уже не останется, он увидит последствия своих действий и сделает выводы.

Бывает, что родители не могут определиться и мечутся от полного контроля до вседозволенности. Но ребенку и не надо постоянно предоставлять право выбора. Определите моменты, в которые вы даете ребенку возможность проявить самостоятельность.

Самостоятельность и помощь.

Ребенок должен знать, что в случае необходимости, он всегда может рассчитывать на помощь взрослых. А взрослым надо помнить, что вопрос «А как это сделать?» – это не отказ от самостоятельности, а поиск вариантов решения задачи.

Делайте что-либо вместе с ребенком. Так он сможет учиться на вашем примере, а не только по вашим указаниям. Рисуя или собирая аппликацию, малыш видит, как действует мама. Как она в третий раз исправляет рисунок или подбирает нужный цвет. Такая совместная деятельность позволяет, в условиях реальных задач, мягкому направлению ребенка к самостоятельности.

Доверие и ответственность.

Предоставляя ребенку свободу действий, родители должны быть готовы к любому результату. Ребенок должен сам пройти выбранный путь. И будет нечестно разрешить ему, что-то сделать, а потом забрать эту возможность обратно. Как бы нам не казалось, что он делает что-то неправильно или медленно, пусть пробует. И если ребенок не просит помочь, не вмешивайтесь в процесс. Конечно, если это не касается вопросов безопасности.

Тренировка.

Жизнь вокруг нас ускоряется, и мы все время торопимся. Подгоняя ребенка или делая за него, мы не даем ему возможности отточить приобретаемый навык. Невозможно с первого раза справиться с завязыванием шнурков. Ребенок не успел освоить одно, а мы уже предлагаем ему другое. Ребенок не довел дело до конца, как родители переключают его внимание, а сами доделывают начатое. Ребенок не привыкает стараться, не пытается улучшить результат. Он быстро теряет интерес и бросает начатое. Сознательные тренировки помогают справиться с избеганием трудностей и неусидчивостью.

 

Будьте внимательны к первым росткам самостоятельности в вашем ребенке. Категоричность, недооценка и переоценка результата, непоследовательность – главные враги самостоятельности. Проявите такт и терпение, будьте готовы прийти на помощь, в случае необходимости и поддерживайте малыша в его первых шагах в сторону настоящей взрослой самостоятельности.

16.12.2020