Приемная семья

Нет времени читать?

Как установить доверительные отношения и эмоциональную связь в приемной семье, если ребенок не стремится привязываться к новым родителям? Как чем можно помочь обеим сторонам.

Проблема доверия.

Гормоны и стресс.

Ребенок, попавший в приемную семью, имеет тяжелый эмоциональный багаж и негативный жизненный опыт – это и разлука с матерью, неблагополучная семья, детский дом и многое другое. Пережитый стресс меняет биохимию мозга, снижается уровень кортизола – гормона, отвечающего за снижение стрессовой реакции. Ребенку труднее успокоится и контролировать себя в сложной ситуации.

Есть еще два важных гормона – окситоцин и вазопрессин. Они помогают формированию эмоциональных связей с другими людьми. У ребенка и матери при рождении автоматически очень высокий уровень окситоцина и следовательно сильная эмоциональная связь. У приемных детей уровень окситоцина значительно ниже. Поэтому новым родителям надо приложить больше усилий для установления эмоциональной связи с ребенком.

Все – воспитатели.

У ребенка в детском доме происходит постоянная смена взрослых, их много и он не выделяет кого-то одного. Для ребенка все взрослые, даже за пределами детского дома, воспитатели. Он не привязывается к ним.  Родителям надо проявить терпение и помочь ребенку выработать твердую привязанность.

Двустороннее движение.

Ошибочно считать, что ответственность за сближение лежит на приемном ребенке и раз мы его усыновили, то он должен очень постараться адаптироваться в новых условиях сам. Привязанность – это двусторонняя работа. Задача родителей помочь малышу пройти все уровни – эмоциональный, физический, когнитивный и сенсорный.

«Пинг-понг».

Очень полезная игра – словесный пинг-понг. Вы говорите ребенку – «Да», а он в ответ должен сказать – «Нет». Играя, строя башню, перекатывая мяч, произносите эти два слова с разной интонацией и скоростью. Ребенок, который всегда внутренне готов к тому, что его в любой момент могут снова оставить, будет слышать в ваших словах «Я – здесь, я – здесь».

Еще одна сторона такой игры – ребенок проговаривает свое «Нет». В этот момент он играет в противостояние, чувствует себя самостоятельным, делает выбор и заявляет о себе, как личность.

Примирение: первый шаг.

Взрослым важно самим делать первый шаг к примирению. Приемный ребенок уверен, что в случае конфликта, его скорее всего снова бросят. Или, если он решится первый извиниться и попробует помириться, то взрослый может не сделать ответного шага навстречу.

Многие дети испытывают сложности со сном. Подсознательно они боятся потерять связь с родителями, нарушить ее сном. Просыпаясь, могут с трудом идти на контакт. Придумайте свои ритуалы. Пока малыш пьет утреннее молоко, посадите его на колени и немного покачивайте. Обнимайте малыша чаще и держите постоянный зрительный контакт.

Сохранение общей привязанности – это работа, поддерживать ее надо постоянно. И взрослым надо помочь малышу пройти этот путь, не перекладывая на него ответственность. Важно помнить, что у ребенка нет вашего жизненного опыта, а вот недоверие к взрослым есть, и надо много любви и терпения, чтобы ребенок снова начал доверять.

18.12.2020