Мифы о мозге

Нет времени читать?

Как развиваются когнитивные способности, «окна развития» и другие мифы.

Наши представления о мозге и когнитивном развитии детей основываются на стереотипах и во многом устарели. «В начале 1970-х годов, изучая функционирование и развитие мозга, мы переводили кривые энцефалограммы в числовой вид и измеряли его линейкой, – рассказывает Марьяна Безруких психофизиолог, академик РАО. – Сейчас наука шагнула вперед, мы имеем новые методы нейровизуализации и взгляды на функционирование мозга очень изменились.

Как разобраться с многообразием товаров для когнитивного развития?

Родители сталкиваются с огромным рынком товаров для развития ребенка – это и курсы по ментальной математике, тренажеры для полушарий мозга, обещания, что ребенок начнет читать быстрее, чем ходить и многое другое. Словосочетание «развитие мозга» окружено мифами и используется производителями товаров для детей в вольной интерпретации. Родители сталкиваются с тем, что им необходимы современные представления о работе мозга.

Мозг многообразная и сложная структура. Вопреки привычному утверждению, мозг не «прокачивается», его не накачаешь, как мышцу. Он формируется благодаря опыту, который мы получаем от разных видов деятельности. Чем больше разнообразных занятий будет у ребенка, тем больше новых нейронных связей сформирует мозг.

Развиваем все возможности мозга сразу.

Ребенок растет и его мозг осваивает новое: управляет движениями, зрительным восприятием, овладевает речью. Новые виды деятельности напрямую связаны с изменениями структуры мозга: новорожденный малыш смотрит, но пока еще не может сфокусироваться. Его зрительная функция будет постепенно формироваться в первые месяцы жизни.

Исследования показали, что 6-8-летние дети во время письма задействуют практически все зоны коры головного мозга. На решение этой задачи мозг бросает все силы.  Родителям можно не искать специальные занятия, развивающие его отдельные функции, так как любая задача, которую выполняет ребенок развивает все отделы мозга.

«Окна развития».

Как оказалось, автор известной японской книги, а впоследствии и мифа, «После трех уже поздно» – не психолог, а журналист. И утверждения, что «окно развития мозга» в 3, 6 или 12 лет не соответствует действительности. Научно доказано, что мозг продолжает развиваться одновременно с ростом ребенка.

Формирование вертикальных связей.

В первую очередь у человека развиваются функции необходимые для выживания –зрение, слух, двигательные навыки, за них отвечает сенсомоторная кора мозга. Главный показатель развития мозга – это количество связей между нервными клетками и их постоянное увеличение.

Кора мозга состоит из 6-7 слоев клеток, между которыми формируются вертикальные связи. На крупномасштабном снимке одного участка коры, у трехлетнего и восьмилетнего ребенка будет видна разница в количестве таких связей. В среднем вертикальные связи или, как их еще называют, «колонки» формируются к 5-6 годам. Если колонки не сформированы, то импульс не может пройти все слои коры мозга.

Способность концентрироваться.

Умение концентрироваться формируется ближе к 6-8 годам. В этом возрасте связанные колонками слои организуют селективное (способность к концентрации) внимание. А умение произвольно регулировать деятельность – то, чего мы требуем от детей дошкольного возраста, – формируется только в возрасте 9-10 лет.  А это то, что необходимо для чтения, письма и других когнитивных действий. Другими словами, когда мы требуем от шестилетнего малыша сконцентрироваться и 20 минут посидеть спокойно, он просто не может это сделать в силу своего возраста. Или это дается ему путем больших усилий и, как следствие, стресса.

Мозг современных детей другой.

Сейчас принято считать, что в эпоху цифрового развития общества, мозг детей начал развиваться гораздо быстрее. Благодаря чему ребенка можно в 2 года начинать обучать чтению, письму и иностранным языкам. Это очередной миф и обучение в столь раннем возрасте скорее принесет вред.

Раннее чтение.

Читать и писать ребенок начинает в 5-6 лет. Именно в этом возрасте формируются нужные отделы мозга, отвечающие за навык письменной речи. Был проведен эксперимент, в котором отследили движение зрачков при чтении учеников четвертого класса. Те, кто учился читать в возрасте 5-6 лет, читал слова по порядку, одно за другим и переходил на следующую строчку.

Взгляд детей, которых начали учить чтению в три года, прыгал с буквы на букву, возвращался к предыдущим словам и строчкам.

Мозг ребенка почти не изменился.

Как бы нам этого не хотелось, но мозг ребенка мало изменился за последнюю четверть века. И утверждение, что у детей «цифрового поколения» ускоренно развивается мозг – очередной миф. Исследования, проводимые с начала 1990 года, доказывают, что мозг современных шестилетних детей не особо отличается от мозга других детей за годы наблюдений.

Но есть и хорошие новости. Мозг развивается в любом возрасте. И если человек продолжает учиться и совершенствоваться, то его мозг продолжает обрастать новыми нейронными связями, а это безусловно приводит только к развитию.

16.12.2020