Литература и кино для детей: друзья или соперники
Какие книги мы выбираем? Читать или смотреть? Как привить ребенку любовь к чтению и можно ли это сделать? С этими вопросами мы обратились к Елене Колосовой, заведующей отделом психологии, социологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки.
Прогнозы фантастов.
О победе СМИ и телевидения над книгой говорил еще Рей Брэдбери. Нельзя утверждать, что его предсказание полностью сбылось, но игнорировать определенные процессы в обществе мы не можем.
Человек все больше становится зависимым от искусственного интеллекта и современных технологий. Последние десятилетия не смолкают дискуссии о том, останется ли книга в жизни человека и как мы сами влияем на этот процесс.
Российская государственная детская библиотека и Фонд “Общественное мнение” проводят социологический мониторинг, направленный на анализ ситуации с детским кинематографом и литературой. Данное исследование помогает родителям лучше разбираться в трендах в этих областях.
Читаем или не читаем.
Любовь к чтению в человека закладывает его семья. В раннем детстве это – сказки, которые читает мама или бабушка, позже это пример, который подают читающие родители ребенку. Обсуждение прочитанного, обмен мнениями. К сожалению, так происходит не во всех семьях.
Условно родителей можно разделить на две группы. Первая считает, что их ребенок читает и любит книги, вторая уверена в обратном. Причем это разделение обусловлено возрастом ребенка. С маленьким ребенком процесс чтения контролируется родителями. Малышу покупают или предлагают определенные книги, читают вслух.
С подростками ситуация меняется. Их сложнее проконтролировать, они не стремятся обсуждать прочитанное, поэтому родителям часто кажется, что взрослые дети вообще не читают.
Любовь к чтению.
Ребенка можно заставить читать, но нельзя заставить любить книги. В этом вопросе очень важен пример родителей. Когда ребенок растет в читающей семье, то атмосфера увлекательного чтения скорее всего сама его захватит.
Но, к сожалению, как показывают исследования, уже треть взрослого населения не читает. У одних нет времени, другие не видят в чтении необходимости. Дети в таких семьях не проявляют интереса к литературе. Как мы можем изменить сложившуюся ситуацию?
- Читаем сами. Хочешь изменить другого – начни с себя. Лучше всяких слов и уговоров на ребенка действует пример читающего родителя.
- Читаем вслух. Очень важно не пропустить первые годы жизни малыша и как можно больше ему читать.
- Читаем вместе. Находим время на совместное чтение и обсуждение прочитанного.
- Не заменяем книгу фильмом. В силу занятости многим родителям проще включить кино, чтобы занять ребенка.
- Чтение, как обязательный пункт в списке дел. Попробуйте сделать чтение таким же привычным и обязательным, как поход по магазинам в выходные.
- Развиваемся и узнаем новое. Не стесняйтесь обратиться к экспертам за помощью. Ребенку могут быть неинтересны книги, которыми вы зачитывались в детстве. Узнавайте об интересных новинках литературы.
Такие полезные фильмы.
Кино и мультфильмы могут быть полезными не только как способ занять ребенка. Очень часто, посмотрев увлекательный фильм, ребенок берет в руки книгу, по которой он был снят. И таких примеров гораздо больше, чем когда сначала была прочитана книга.
Качественно снятый фильм способен увлечь маленько зрителя и превратить его в читателя. Таким образом кино становиться неким мостиком в мир книг.
В современном мире источники информации тесно переплетаются между собой и имеет смысл научить ребенка использовать эти источники вместе. Пусть они дополняют друг друга, делая процесс более ярким и интересным.