Конфликт с учителем. Ищем решение

Нет времени читать?

Во времена нашего детства в конфликте ученик-учитель родители всегда принимали сторону учителя по умолчанию. Его авторитет бел неоспорим. И если кто-то и вставал на сторону ребенка, то это были очень редкие случаи. Сейчас в эпоху «осознанного» родительства ситуация полностью изменилась. Но где проходит граница между уважением к педагогу и учебе и поддержкой своего ребенка. Об этом мы поговорили с экспертом Родительского университета «Просвещение», соавтор целевой модели поведения наставничества Министерства просвещения РФ Ольгой Давыдовой.

Знаком ли ребенок со справедливостью

Существует разница между придирками и требовательностью, между унижением и заслуженной двойкой. Задача родителей объяснить ребенку эту разницу и научить разбираться в сложностях восприятия поведения учителя.

Нормально, когда есть успевающие и отстающие. Находясь в коллективе, где все одинаково хороши, независимо от приложенных усилий, часть детей теряет мотивацию,т.к. и так поставят хорошую оценку. Другая часть не видит смысла стараться, если этого никто не замечает. У ребенка нет цели быть лучше всех, но он должен научиться ценить себя и свой труд. У ребенка должна заложится здоровая самооценка.

Нормально, когда что-то получается лучше. Если по литературе у ребенка пятерки, а по точным наукам тройки, скорее всего это значит, что у ребенка развито гуманитарное направление, а не то, что к нему придирается учитель математики.

Нормально, когда существует причинно-следственная связь. Замечание на уроке, как следствие плохого поведения или плохая оценка за отсутствие домашнего задания – это справедливо. Ребенок должен понимать, что любое действие приведет к определенным последствиям и личное отношение учителя тут ни при чем. Но так же он должен понимать, что оскорбление и унижение со стороны учителя недопустимы в любом случае. А плохая оценка за одну ошибку – это не справедливо.

Когда необходимо вмешаться?

Поддержка должна быть правильной. Не стоит сразу обвинять учителя и во всем соглашаться с версией ребенка. Поддержать ребенка – это значит вместе разобраться в конфликтной ситуации и найти из нее выход. Решение конфликта зависит от ситуации и от возраста ребенка.

Младшие классы.

Помним, что ребенок копирует наше поведение, и если он станет свидетелем вашего неуважительного тона в разговоре с учителем, то вполне возможно будет вести себя так же с другими взрослыми, когда подрастет. Всегда расспрашивайте ребенка о том, как прошел его день. Если вы заметили признаки агрессии, унижения, оскорблений, применения физической силы, обесценивания со стороны учителя, или травли со стороны одноклассников, то следует вмешаться незамедлительно.

Старшие классы.

Выслушайте ребенка и помогите ему найти выход самостоятельно. Пусть это будет репетиция перед взрослой жизнью. Ведь будущие конфликты на работе с коллегами или начальником, ему придется решать самому.

Важность позитивного настроя

Что бы ни произошло, какая бы конфликтная ситуация ни возникла, важно, чтобы единичный случай не повлиял на восприятие школы целиком. Конфликты были и будут, учителя тоже люди и могут так же ошибиться, устать, быть расстроенными. Обсудите с ребенком, что все люди разные, не плохие и хорошие, а именно разные. Со своими характерами, мировозрениями и привычками. Сместите фокус внимания с педагога, с которым у ребенка не складываются отношения, на других учителей. Школа большой и многогранный организм, не стоит судить о ней по одной конфликтной ситуации.

Поэтапное решение конфликта

Для благополучного разрешения сложной ситуации важно быть последовательным.

  1. Узнаем вводные. Расспросите ребенка о случившемся. Важны не только факты и события, но и чувства ребенка. Вам надо понимать насколько его задела эта история. Сразу же пресекайте любые оскорбления в адрес учителя. Учим ребенка решать споры с холодной головой и вежливой форме. Всегда. Спросите ребенка, каким он видит выход из сложившейся ситуации. Что он собирается сделать и какой помощи он ждет от вас. Дайте ребенку возможность решить конфликт самостоятельно, а сами оставайтесь его группой поддержки.
  2. Разговариваем с учителем. Если конфликтная ситуация не разрешилась без вашей помощи, то пора вмешаться. Перед тем, как написать учителю, поговорите с другими родителями, узнайте как складываются отношения с педагогом у их детей. Соберите информацию об обстановке в классе для полноты картины. С учителем разговаривайте вежливо. Предложите ему рассказать, что случилось и каким он видит решение данной ситуации. Возможно, ребенок преувеличил и имеет место разовая эмоциональная вспышка. Возможно, он не справляется с нагрузкой и претензии педагога обоснованы. В такой случае надо еще раз проговорить сложившуюся ситуацию с ребенком.
  3. Если учитель не идет на урегулирование конфликта, то надо действовать дальше. Поговорите с директором. Не надо никого запугивать, изложите факты. Директор сам заинтересован в скорейшем решении конфликта. Если ситуация не решается, то можно написать в разные инстанции, например, в отдел образования. В случае, когда в отношении ребенка было применено насилие, лучше не тянуть, а сразу обращаться в правоохранительные органы.

Как можно только навредить

Есть два типа родителей. Одни молниеносно решают любые конфликты, не дав им даже сформироваться. Минус за поведение и вот мама уже в кабинете директора с письменной жалобой на учителя. Другие не дают конфликту в принципе произойти. Все знают конфликтную или наоборот пытающуюся всех заранее задобрить, маму, которая любой ценой оберегает собственного ребенка. И в том и в другом случае дети только проигрывают, они лишаются навыка коммуникаций, не знают, как вести себя в различных жизненных ситуациях и сталкиваются с гораздо большими проблемами во взрослом возрасте.

06.01.2024