Когда ребенку нужна помощь

Нет времени читать?

Все, что впервые происходит в жизни ребенка, приводит его в состояние неопределенности. Новые ситуации, для которых у ребенка нет заготовленных моделей поведения. Для взрослого это обычные ситуации, а для ребенка переезд, первый класс, смена школы, первая ссора с другом – это серьезное испытание и стресс. Как понять, что ребенку нужна помощь, как и чем помочь, как предотвратить возможный кризис? Все эти вопросы мы задали психологу, доценту кафедры общей и клинической психологии Приволжского исследовательского медицинского университета Валерии Катуновой.

Непредсказуемость ситуаций

Ситуации бывают предсказуемые – поход в школу, визиты к врачу, чистка зубов по вечерам, и непредсказуемые – взял горячую крышку и обжегся, поскользнулся и упал. Большая часть непредсказуемых ситуаций, вполне ожидаемы для родителей. Но у ребенка, для которого эта ситуация впервые, и который не знает,что ему делать, могут возникнуть сложности.

В силу отсутствия опыта, любая, казалось бы, пустяковая ситуация может привести к большому стрессу у ребенка.

Психика ребенка

Мозг ребенка устроен не так, как у взрослого. Дети действительно думают по-другому, в силу физиологических особенностей. Зная это, взрослому проще понять как подстроиться под ребенка и помочь ему.

Часто дети не могут проанализировать, что с ними происходит и дать этому название. В сложной ситуации не стоит спрашивать у ребенка «Что случилось?» или «Что с тобой?». Лучше конкретизировать и предложить варианты – « Ты расстроен?», «Ты голоден?», «Ты устал?».

Долговременная память малыша отличается от нашей. Начиная формироваться с 3 лет, она развивается постепенно. В 7 лет ребенок способен видеть будущее в пределах одной недели, к 12 годам в перспективе одного месяца. Стоит ли объяснять, что когда малыш слышит, что игрушку ему купят завтра, для него это означает буквально «никогда».

Сила воли, усидчивость, самоорганизация начинают формироваться с 3 лет и заканчивают к 25 годам. Учитывая незрелую долговременную память и отсутствие саморегуляции, бесполезно призывать ребенка учиться хорошо, чтобы в будущем поступить в институт. Для малыша это действительно необозримые перспективы.

Учитывая эти особенности развития, ребенок реагирует моментально, не может планировать свои реакции и не видит последствий своих поступков в будущем.

Ребенок и новые ситуации

Пока малыш маленький все, что происходит, связано только с ним. Он центр своего мира. И у него возникает много вопросов: Кто он? Как вести себя в гостях? С новыми людьми? Что делать, если в семье пополнение или наоборот? А если переезд? Что делать, если он кого-то обидел? И родители отвечают на эти вопросы каждый день. Проговаривают реакции, моделируют ситуации на будущее.

Более продуктивно отвечать на эти вопросы во время игр. Можно, играя, создавать любую новую для ребенка ситуацию и находить из нее выход.

Как понять, что нужна помощь

В ситуации неопределенности у ребенка есть несколько типичных реакций. Вот самые основные:

Нападение – ребенок ведет себя агрессивно, может кричать и ломать вещи. Так чаще всего реагируют дети, у которых есть перед глазами подобный пример взрослых, или их загнали в угол.

Замирание – ребенок, казалось бы, никак не реагирует, но начинает болеть или скрытничать, замалчивает ситуацию. Как правило, это происходит с тихими скромными детьми.

Бегство – перестает общаться, буквально прячется в своей комнате. Прячется в гаджетах или книгах. Как будто бы действительно бежит от реальности.

Паника – странное поведение, слезы или суета, постоянное проговаривание одного и того же.

В каждом случае необходима помощь родителей. Их внимание, терпение и обсуждение проблемной ситуации.

Как помочь

Безусловная поддержка. Ребенок должен быть уверен, что вы его поддержите в любой ситуации.

Четкий алгоритм. Заранее обсудите, как себя вести. Например, заранее можно сходить в будущую школу, посмотреть класс, познакомиться с учителем.

Напомните про поддержку. Проговорите, кто может помочь, когда родителей нет рядом. В школе это учителя или школьный психолог.

Помните про свою ответственность. Следить за режимом дня, за эмоциональным состоянием ребенка должны родители. Ребенку сложно оценить самостоятельно свою усталость или распределить время, чтобы не опоздать.

Действуем быстро

Если неопределенная ситуация возникла неожиданно и у вас не было времени подготовить к ней ребенка, то вот несколько простых шагов.

Успокаиваем. Берем на руки, отвлекаем, можно попоить водой.

Объясняем. Спокойно рассказываем, что произошло и, что будет происходить дальше.

Интересуемся. Узнаем, что может помочь ребенку проще пережить ситуацию. Например, при отъезде мамы, можно оставить какую-то мамину вещь или игрушку, которая успокоит.

Предлагаем. Ребенок с пониманием воспринимает происходящее, а вы в благодарность привозите подарок.

Принимаем решение. Важно принять решение вместе с ребенком. И обязательно похвалить его за это решение.

Как бы, не развивались события, как бы, не реагировал ребенок на сложные ситуации, подарите ему уверенность в том, что вы его любите и принимаете всегда и любого. И расстроенного и сердитого и замкнутого. Он должен видеть в вас поддержку и принятие всегда.

17.02.2024