Готовимся к школе

Нет времени читать?

Как понять готов ли ребенок к школе, что входит в это понятие и как минимизировать трудности в первом классе?

Ребенку не хватает ресурсов.

Многих трудностей можно избежать если заранее представлять, в чем именно заключается подготовка к школе, что действительно важно, а на что можно не тратить силы. Детский нейропсихолог Наталья Романова-Африкантова часто сталкивается с родителями, не знающими чем помочь ребенку в этой подготовке. «Раньше готовность к школе определялась способностью ребенка осваивать школьную программу» – говорит психолог. Сейчас это понятие стало гораздо шире и включает в себя не только педагогические, но и психические аспекты.

Ситуация считается сложной, если у ребенка, который пошел в школу, наблюдаются следующие признаки:

  • Ребенок стал чаще болеть, терять в весе, замедлился рост.
  • Ребенок приходит домой уставший и может спать несколько часов днем.
  • Все время занято уроками и домашними заданиями, поэтом на кружки не остается ни времени ни сил.
  • Ребенку сложно справится с эмоциями. Он без причины плачет или злится.
  • Не идет на контакт с одноклассниками, стал замкнутым.
  • Видимость хорошей учебы зависит от мамы, от того соберет ли она сама рюкзак и проконтролирует ли выполнение домашнего задания.
  • Отношения с родителями становятся напряженнее.
  • Ребенок с трудом осваивает новое и просто не хочет утром идти в школу.

Даже при хороших оценках, появление таких признаков, говорит о том, что ребенку не хватает внутренних ресурсов.

Психофизиологическая зрелость.

Ребенок готов к школе не только когда освоил дошкольную программу и успешно справляется со школьной. Надо понять созрела ли у ребенка эмоционально-волевая сфера. Физиология очень важна. Мы все знаем как важно правильно выбрать ортопедический ранец, но совершенно не задумываемся, способен ли малыш высидеть 4 урока по 45 минут. Какая нагрузка приходится на его организм.

Память, внимание, восприятие, мышление – достаточно ли развиты эти когнитивные функции. Созрела ли кора головного мозга. Сформировались ли нейронные связи. Готов ли ребенок обрабатывать информацию и контролировать свои действия. На все эти вопросы должны ответить нейропсихологи.

Ум ребенка и его зрелость совсем не одно и то же. Ребенок может бегло читать, но при этом быть эмоционально расторможен. Если хоть в чем-то ребенок не достиг минимального уровня развития, значит к школе он еще не готов.

Воспитание и эмоции.

В возрасте семи лет ребенок уже умеет общаться и ставить себя на место другого человека. Для успешной школьной жизни важны не только успеваемость и хорошие отметки, но и умение решать конфликты, коммуникабельность и гибкость в общении.

В идеале ребенок должен уметь:

  • Понимать и называть свои эмоции
  • Контролировать эмоции при общении
  • Не позволять переживаниям перекрывать способность трезво мыслить
  • Уметь ждать желаемое
  • Контролировать проявление своих чувств и понимать их уместность

Семейный психолог и исследователь эмоций Джон Готтман считает, что именно родители, при грамотном воспитании, могут помочь ребенку стать более психологически устойчивым:

  • не отмахивайтесь от переживаний ребенка, не пренебрегайте его эмоциями.
  • не унижайте и не оскорбляйте, не давайте негативной оценки его качествам.
  • будьте понимающими и отзывчивыми.
  • находите конкретные вещи, за которые можно похвалить ребенка.

Саморегуляция и воспитание.

У ребенка нет мотивации идти в школу и проблемы с саморегуляцией – это говорит о том, что к школе он еще не готов.

Как определить уровень саморегуляции?

  • Память: насколько ребенок способен запомнить инструкцию, которую дал учитель, сдерживающий контроль.
  • Контроль мышления и поведения. Может ли ребенок сосредоточится и не отвлекаться во время урока.
  • Когнитивная гибкость – способность быстро и легко переключаться с одной задачи на другую.

 Если мы спросим у малыша хочет ли он идти в школу, то он, конечно же, скажет «да». Общество формирует положительное представление о школе, в то же время сам ребенок еще не знает, что это такое, что значит учиться.

У ребенка есть первоначальная мотивация – желание идти в школу, но надолго ее может не хватить. Поддержать ребенка можно дальнейшей познавательной мотивацией: интересом к новым открытиям и увлекательным занятиям. И тут ребенку не обойтись без помощи и одобрения родителей.

16.12.2020