Готовимся к школе
Как понять готов ли ребенок к школе, что входит в это понятие и как минимизировать трудности в первом классе?
Ребенку не хватает ресурсов.
Многих трудностей можно избежать если заранее представлять, в чем именно заключается подготовка к школе, что действительно важно, а на что можно не тратить силы. Детский нейропсихолог Наталья Романова-Африкантова часто сталкивается с родителями, не знающими чем помочь ребенку в этой подготовке. «Раньше готовность к школе определялась способностью ребенка осваивать школьную программу» – говорит психолог. Сейчас это понятие стало гораздо шире и включает в себя не только педагогические, но и психические аспекты.
Ситуация считается сложной, если у ребенка, который пошел в школу, наблюдаются следующие признаки:
- Ребенок стал чаще болеть, терять в весе, замедлился рост.
- Ребенок приходит домой уставший и может спать несколько часов днем.
- Все время занято уроками и домашними заданиями, поэтом на кружки не остается ни времени ни сил.
- Ребенку сложно справится с эмоциями. Он без причины плачет или злится.
- Не идет на контакт с одноклассниками, стал замкнутым.
- Видимость хорошей учебы зависит от мамы, от того соберет ли она сама рюкзак и проконтролирует ли выполнение домашнего задания.
- Отношения с родителями становятся напряженнее.
- Ребенок с трудом осваивает новое и просто не хочет утром идти в школу.
Даже при хороших оценках, появление таких признаков, говорит о том, что ребенку не хватает внутренних ресурсов.
Психофизиологическая зрелость.
Ребенок готов к школе не только когда освоил дошкольную программу и успешно справляется со школьной. Надо понять созрела ли у ребенка эмоционально-волевая сфера. Физиология очень важна. Мы все знаем как важно правильно выбрать ортопедический ранец, но совершенно не задумываемся, способен ли малыш высидеть 4 урока по 45 минут. Какая нагрузка приходится на его организм.
Память, внимание, восприятие, мышление – достаточно ли развиты эти когнитивные функции. Созрела ли кора головного мозга. Сформировались ли нейронные связи. Готов ли ребенок обрабатывать информацию и контролировать свои действия. На все эти вопросы должны ответить нейропсихологи.
Ум ребенка и его зрелость совсем не одно и то же. Ребенок может бегло читать, но при этом быть эмоционально расторможен. Если хоть в чем-то ребенок не достиг минимального уровня развития, значит к школе он еще не готов.
Воспитание и эмоции.
В возрасте семи лет ребенок уже умеет общаться и ставить себя на место другого человека. Для успешной школьной жизни важны не только успеваемость и хорошие отметки, но и умение решать конфликты, коммуникабельность и гибкость в общении.
В идеале ребенок должен уметь:
- Понимать и называть свои эмоции
- Контролировать эмоции при общении
- Не позволять переживаниям перекрывать способность трезво мыслить
- Уметь ждать желаемое
- Контролировать проявление своих чувств и понимать их уместность
Семейный психолог и исследователь эмоций Джон Готтман считает, что именно родители, при грамотном воспитании, могут помочь ребенку стать более психологически устойчивым:
- не отмахивайтесь от переживаний ребенка, не пренебрегайте его эмоциями.
- не унижайте и не оскорбляйте, не давайте негативной оценки его качествам.
- будьте понимающими и отзывчивыми.
- находите конкретные вещи, за которые можно похвалить ребенка.
Саморегуляция и воспитание.
У ребенка нет мотивации идти в школу и проблемы с саморегуляцией – это говорит о том, что к школе он еще не готов.
Как определить уровень саморегуляции?
- Память: насколько ребенок способен запомнить инструкцию, которую дал учитель, сдерживающий контроль.
- Контроль мышления и поведения. Может ли ребенок сосредоточится и не отвлекаться во время урока.
- Когнитивная гибкость – способность быстро и легко переключаться с одной задачи на другую.
Если мы спросим у малыша хочет ли он идти в школу, то он, конечно же, скажет «да». Общество формирует положительное представление о школе, в то же время сам ребенок еще не знает, что это такое, что значит учиться.
У ребенка есть первоначальная мотивация – желание идти в школу, но надолго ее может не хватить. Поддержать ребенка можно дальнейшей познавательной мотивацией: интересом к новым открытиям и увлекательным занятиям. И тут ребенку не обойтись без помощи и одобрения родителей.