Домашнее задание: работа ребенка или родителей?

Нет времени читать?

Выполнение домашнего задания зачастую проверка на прочность всех членов семьи. Дети нервничают, взрослые раздражаются, домашние питомцы переживают из-за напряженной обстановки. Что делать в такой ситуации, чтобы учеба не стала наказанием для всей семьи? Об этом мы поговорили с детским психологом Ксенией Рябовой.

Делаем уроки вместе. Подводные камни.

  1. Родитель – это не учитель. Учитель учит, контролирует, оценивает, мотивирует, применяет разные педагогические приемы. Задача родителя давать ребенку поддержку, любить, понимать, создавать комфортные условия для обучения. Когда родитель дома берет на себя функцию учителя, то эти две разные модели поведения смешиваются. Некомфортно становится и взрослому и ребенку. Происходит внутренний конфликт.
  2. Во время совместного выполнения домашнего задания, авторитет родителя теряется, так как ребенок не воспринимает маму или папу, как профессионала. Родители нервничают, ребенок не слушается. И чем дольше совместное приготовление уроков, тем накаленнее может становиться атмосфера.
  3. Часто родители ждут, что их ребенок будет проявлять в учебе такое же рвение, как они в детстве. Что ему будет все даваться легко или наоборот он будет добиваться успеха за счет усидчивости и труда. Когда взрослые возлагают на ребенка неоправданные ожидания и относятся к нему, как к продолжению себя, а ребенок ведет себя по-своему, возникает конфликт.
  4. Тревожные родители начинают себя накручивать по поводу будущего своего ребенка, заранее переживают, что у него ничего не получится и он вырастет неучем и двоечником. Этот нервоз передается ребенку, что конечно же, не способствует усваиванию информации.
  5. Излишне тревожные родители начинают готовится к неудачам ребенка и выискивают ошибки. У ребенка, от которого ждут промаха и не верят в его силы, отношения с учебой складываются сложные.
  6. Важно учитывать, как отношения с учебой складывались у самих родителей. Делали ли с ними уроки их родители. Часто собственный негативный опыт накладывает отпечаток и на ребенка.
  7. Повышенные требования и ожидания со стороны родителей делают напряженным момент выполнения домашних заданий. И подготовка уроков у ребенка начинает приобретать негативный окрас.

Вместе или не вместе.

Как часто вы помогаете ребенку с уроками? Происходит это редко, в особо сложных случаях, или вы делаете это систематически? Так же обратите внимание почему вы это делаете. Хотите ли вы все сделать за ребенка, или наоборот – проконтролировать или поддержать в процессе.

Наиболее оптимальный вариант – это вариант поддержки. Вы вмешиваетесь только тогда, когда ребенку действительно не справиться без вашей помощи. При этом вы помните, что уроки это ответственность ребенка. Такой вариант поддержки самый продуктивный.

Вариант контроля не приносит пользы ни учебе ни вашим взаимоотношениям с ребенком. Ребенок скорее научится оманывать и отлынивать от занятий. Тотальный контроль разрушает доверие и не учит ребенка организовать свой учебный процесс самостоятельно.

Есть еще третий вариант – спасение. Многие родители в погоне за хорошими оценками готовы все делать за ребенка. В этой ситуации ребенок не получает знаний, не участвует в учебном процессе и привыкает к тому, что родители все делают за него.

Выбирая второй или третий вариант поведения, родители могут столкнуться либо с подавлением личности ребенка, лишением его мотивации учиться, либо с тем, что ребенок может начать манипулировать родителями.

Учимся самостоятельности.

Если все время делать уроки вместе с ребенком, то вскоре без напоминания он не возьмется за них сам. Зачем? Он знает, что придет мама, напомнит и даже поможет все сделать. Такое поведение взрослого лишает ребенка самостоятельности, не учит распределять свое время и убивает все тягу к знаниям.

При сильном контроле все, что связано с знаниями приобретает негативную окраску и ребенок будет всеми силами избегать учебного процесса. Тревожность родителей разовьет в ребенке ощущение собственной неуспешности и постоянного ожидания ошибок и провала.

Как только ребенок сталкивается с трудностями в учебе на помощь приходят родители со своим желанием помочь, которое проявляется или в жестком контроле или в том, что они все делают за ребенка. Таким образом круг замыкается.

Если методы не приносят результата, надо посмотреть на ситуацию по-другому. Попробуйте изменить сложившийся порядок действий.

  • начните соблюдать режим, помогите ребенку организовать процесс выполнения домашнего задания;
  • перестаньте контролировать, будьте готовы к тому, что оценки поначалу могут ухудшиться;
  • поддерживайте даже за самые незначительные улучшения;
  • приходите на помощь только когда в вас действительно нуждаются.
16.03.2024