Дети и одиночество
Казалось бы – два несовместимых понятия, но одиночество у детей не такое уж редкое явление. И мы сейчас говорим не о том чувстве, которое дает возможность побыть одному, привести в порядок мысли и просто отдохнуть, а о том которое может быть опасно для человека. Учеными доказано, что одиночество мешает учиться, развиваться и увеличивает риск преждевременной смерти на 40%. Каковы причины детского одиночества и чем могут помочь родители? Финский детский и подростковый психолог Нийна Юнттила анализирует ситуацию, основываясь на практическом опыте.
Одиночество — психически негативное состояние, когда человек страдаетот недостатка социальных связей, или от их низкого качества. Ощущение, что тебя никто не понимает, тебе не с кем поговорить, и что сам по себе ты по-настоящему никому не нужен и не интересен.
10–20% школьников испытывают чувство одиночество, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Практически каждый пятый ребенок подавлен и плохо себя чувствует, так как рядом нет того, кто мог бы его выслушать и кому можно было бы довериться.
«А, если кто-то одинок?»
Среди детей был проведен опрос: «Ничего, если кто-то одинок?» И вот какие были ответы.
«Это ненормально, если кто-то ощущает себя одиноким.» – так считает большинство опрошенных детей. «Мне кажется, что это неправильно, когда кто-то одинок, потому что каждому человеку нужно общение»; «Это неправильно, одиночество неприятно и никто не должен быть одиноким»; «У каждого должен быть друг, к которому можно обратиться».
Дети говорили о последствиях, к которым может привести одиночество: «Это неправильно, потому что человек перестает общаться и замыкается в себе»; «От этого можно стать психически больным»; «Когда у человека нет общения, он становится грустным».
Дети прекрасно понимают разницу между пребыванием наедине с собой и одиночеством. «Когда человек хочет сам побыть один – это нормально. Но в любой момент он должен иметь возможность с кем-нибудь пообщаться»; «У человека должны быть друзья. Если он сам захочет побыть один это его право, но потом он обязательно сможет вернуться к общению».
Многие дети пережили одиночество: «У меня такое было. В классе вдруг все перестали со мной разговаривать, это было ужасно»; «Мне казалось, что больше никому не нужен и никто никогда не захочет со мной дружить».
Дети были готовы помочь тому, кто выглядел одиноким: «Если я вижу, что кто-то стоит один, я всегда позову его играть»; «Некоторые сами хотят побыть одни, и тогда я их не трогаю, но я всегда могу поболтать, если они сами захотят»; «Если на перемене кто-то грустный, я могу поговорить с ним, спросить, как у него дела».
Небольшая часть детей считала, что одинокие сами виноваты: «Если у него нет друзей – это его проблемы, всегда можно найти друга, если захотеть»; «Сначала он всех обижает, а потом удивляется, что с ним никто не разговаривает».
Одиночество эмоциональное и социальное.
Эмоционально и социальное одиночество – это разные понятия и переживания. В детстве они, как правило, соединены. Малыш, у которого нет приятелей в песочнице (социальное одиночество), обычно нет и лучшего друга (эмоциональное одиночество).
В школе формируются дружеские и приятельские отношения. У кого-то может быть много приятелей и поверхностное общение, но ему будет не хватать эмоциональной связи с лучшим другом. У другого будет хороший друг, но не будет компании, и такой ребенок будет как бы выключен из социального общения.
Человеку необходимы как тесная дружеская привязанность, так и общение с приятелями. Отсутствие социальной сети контактов приводит к социальному одиночеству, а отсутствие более крепких дружеских отношений – к эмоциональному.
Социальное одиночество – изоляция из различных групп, сообществ и из круга друзей. Человек лишен компании, с которой можно развиваться, взрослеть и проводить время.
Эмоциональное одиночество – отсутствие друга, который дает ощущение эмоциональной поддержки, может понять и выслушать.
Общению и поведению дети учатся в группе. Поэтому, играющий в одиночестве ребенок и получающий от этого удовольствие, должен насторожить взрослых. Без навыков общения сложно завести друзей и в дальнейшем это может привести к проблемам на работе, так как не будет навыков командной работы.
Признаки социального одиночества:
- Ощущение, что тебя не принимают, что ты «чужой» или не совсем «свой» в компании.
- Чувство, что ты никому не нравишься и не интересен.
- Опыт одиночества, когда ты хочешь в чем-либо участвовать, но тебя не приглашают.
- Другие люди избегают общения с тобой.
Признаки эмоционального одиночества:
- Желание быть важным для кого-то из приятелей и убежденность в том, что этого не произойдет.
- Ощущение, что у тебя нет лучшего друга, того с кем можно поделиться самым сокровенным.
- Мечта иметь рядом человека, с которым не было бы одиноко.
Внешние причины, формирующие чувство одиночества.
Кризис, безработица, насилие, катастрофы, скандалы – такие новости всегда перекрывают хорошие и позитивные. Мы, сами того не замечая, транслируем подростку страшное и негативное. Особенно это касается будущего самих подростков. Школьное обучение сейчас направлено на получение результата любой ценой в ущерб развитию сплоченности и социализации. Воспитание направлено на стремление к новым вершинам, при этом ребенок теряет навыки общения и формирования социальных и эмоциональных связей.
Последствия одиночества.
Последствия социального одиночества могут ощущаться продолжительное время, а последствия эмоционального могут быть более жестокими —депрессия, социофобия, шизофрения, биполярное расстройство и попытки самоубийства.
Загрязнение воздуха увеличивает риск преждевременной смерти на 5%, лишний вес — на 20%, а одиночество — на 40%. Это доказал американский нейропсихолог Джон Качоппо.
Эмоционально одинокие дети рискуют остаться вне нормальной жизни: без образования, карьеры, вне социальных групп, чувствуя себя неудачниками.
У школьников наблюдались симптомы, связанные с влиянием одиночества на психическое и физическое здоровье, учебу и социально-эмоциональное общение.
У младших школьников:
- Трудности с освоением письма, чтения и математики.
- Желание избегать выполнения заданий и возможных неудач.
- Частое ощущение непричастности к происходящему и дискомфорт.
- Угнетенность в социальной сфере.
- Увеличение времени, проводимого за компьютером и телевизором.
- Беспокойное поведение и слабые навыки групповой работы.
- Большая вероятность стать отвергнутым или объектом насмешек и травли.
У старших школьников:
- Переутомление от нагрузок.
- Проблемы со здоровьем.
- Угнетенность и социофобия.
- Уменьшение увлечений.
- Депрессия и мысли о саморазрушении.
- Проба алкоголя и наркотиков.
Задача родителей.
Одиночество – это наследственное?
Одиночество передается по наследству, но не так, как внешность. У детей одиноких родителей больше шансов повторить родительский сценарий и стать эмоционально или социально одинокими.
Ученые обратили внимание, что в семьях, где приняты совместное времяпрепровождение и игры, у детей больше возможностей простроить дружеские связи в обществе. Если же ребенок воспитывался в «диктаторской» семье, то и на практике он применял те же методы6 завоевывал друзей с помощью доминирования и принуждения.
Формируем социальные навыки.
Огромное значение для формирования социальных навыков имеет опыт раннего взаимодействия дома. Родители могут помощь своим необщительным малышам. Пригласить в гости других детей, организовать детский праздник или отпускать ребенка в гости к одноклассникам.
Беспокоимся и расспрашиваем.
Когда ребенка не расспрашивают о его делах, где он был, что делал и все ли у него хорошо, то у него может возникнуть чувство ненужности и он перестанет ощущать себя в безопасности. Интересоваться делами ребенка важно и нужно, но главное, не перегнуть палку. Всего должно быть в меру. При строгих ограничениях ребенку сложнее завязать новые социальные контакты. Если ребенку после 10 лет все еще запрещено уходить дальше своего двора, то ему сложнее будет завести новых друзей.
Конструктивные решения.
- Говорим с ребенком о происходящем. Желательно в подходящей ситуации и максимально деликатно.
- Хвалим и подбадриваем подростка. Поддерживаем его уверенность в себе и обращаем внимание на сильные стороны.
- Предложите отрепетировать возможное знакомство: как лучше начать и что сказать.
- Обсудите есть ли в его окружении ребята, с которыми бы ребенку хотелось подружиться.
- Пригласите в гости знакомого подростка, предложите совместное занятие, например, поход в кино.
- Узнайте может быть в школе или рядом с домом есть кружки, где ребенок мог бы найти друзей по интересам.
Обсуждайте вопросы дружбы и общения уважительно и ненавязчиво. Вопреки сложившемуся мнению, подростки ждут и хотят, чтобы их делами интересовались. Дети сами составили список вопросов, которых они ждут от родителей:
- Какие у тебя друзья?
- Чем вы занимаетесь вместе?
- Как твои друзья относятся к другим людям?
- Где вы гуляете и где тебе интересно бывать?
- Дразнят ли тебя в компании?
- Чем занимаются твои друзья и какие у них планы на будущее?
Даже если ребенок будет отвечать уклончиво, ему все равно будет приятно, что вы интересуетесь, что он и его жизнь важны для вас.