Дети и одиночество

Нет времени читать?

Казалось бы – два несовместимых понятия, но одиночество у детей не такое уж редкое явление. И мы сейчас говорим не о том чувстве, которое дает возможность побыть одному, привести в порядок мысли и просто отдохнуть, а о том которое может быть опасно для человека. Учеными доказано, что одиночество мешает учиться, развиваться и увеличивает риск преждевременной смерти на 40%. Каковы причины детского одиночества и чем могут помочь родители? Финский детский и подростковый психолог Нийна Юнттила анализирует ситуацию, основываясь на практическом опыте.

Одиночество — психически негативное состояние, когда человек страдаетот недостатка социальных связей, или от их низкого качества. Ощущение, что тебя никто не понимает, тебе не с кем поговорить, и что сам по себе ты по-настоящему никому не нужен и не интересен.

10–20% школьников испытывают чувство одиночество, кто-то в большей, кто-то в меньшей степени. Практически каждый пятый ребенок подавлен и плохо себя чувствует, так как рядом нет того, кто мог бы его выслушать и кому можно было бы довериться.

«А, если кто-то одинок?»

Среди детей был проведен опрос: «Ничего, если кто-то одинок?» И вот какие были ответы.

«Это ненормально, если кто-то ощущает себя одиноким.» – так считает большинство опрошенных детей. «Мне кажется, что это неправильно, когда кто-то одинок, потому что каждому человеку нужно общение»; «Это неправильно, одиночество неприятно и никто не должен быть одиноким»; «У каждого должен быть друг, к которому можно обратиться».

Дети говорили о последствиях, к которым может привести одиночество: «Это неправильно, потому что человек перестает общаться и замыкается в себе»; «От этого можно стать психически больным»; «Когда у человека нет общения, он становится грустным».

Дети прекрасно понимают разницу между пребыванием наедине с собой и одиночеством. «Когда человек хочет сам побыть один – это нормально. Но в любой момент он должен иметь возможность с кем-нибудь пообщаться»; «У человека должны быть друзья. Если он сам захочет побыть один это его право, но потом он обязательно сможет вернуться к общению».

Многие дети пережили одиночество: «У меня такое было. В классе вдруг все перестали со мной разговаривать, это было ужасно»; «Мне казалось, что больше никому не нужен и никто никогда не захочет со мной дружить».

Дети были готовы помочь тому, кто выглядел одиноким: «Если я вижу, что кто-то стоит один, я всегда позову его играть»; «Некоторые сами хотят побыть одни, и тогда я их не трогаю, но я всегда могу поболтать, если они сами захотят»; «Если на перемене кто-то грустный, я могу поговорить с ним, спросить, как у него дела».

Небольшая часть детей считала, что одинокие сами виноваты: «Если у него нет друзей – это его проблемы, всегда можно найти друга, если захотеть»; «Сначала он всех обижает, а потом удивляется, что с ним никто не разговаривает».

Одиночество эмоциональное и социальное.

Эмоционально и социальное одиночество – это разные понятия и переживания. В детстве они, как правило, соединены. Малыш, у которого нет приятелей в песочнице (социальное одиночество), обычно нет и лучшего друга (эмоциональное одиночество).

В школе формируются дружеские и приятельские отношения. У кого-то может быть много приятелей и поверхностное общение, но ему будет не хватать эмоциональной связи с лучшим другом. У другого будет хороший друг, но не будет компании, и такой ребенок будет как бы выключен из социального общения.

Человеку необходимы как тесная дружеская привязанность, так и общение с приятелями. Отсутствие социальной сети контактов приводит к социальному одиночеству, а отсутствие более крепких дружеских отношений – к эмоциональному.

Социальное одиночество – изоляция из различных групп, сообществ и из круга друзей. Человек лишен компании, с которой можно развиваться, взрослеть и проводить время.

Эмоциональное одиночество – отсутствие друга, который дает ощущение эмоциональной поддержки, может понять и выслушать.

Общению и поведению дети учатся в группе. Поэтому, играющий в одиночестве ребенок и получающий от этого удовольствие, должен насторожить взрослых. Без навыков общения сложно завести друзей и в дальнейшем это может привести к проблемам на работе, так как не будет навыков командной работы.

Признаки социального одиночества:

  • Ощущение, что тебя не принимают, что ты «чужой» или не совсем «свой» в компании.
  • Чувство, что ты никому не нравишься и не интересен.
  • Опыт одиночества, когда ты хочешь в чем-либо участвовать, но тебя не приглашают.
  • Другие люди избегают общения с тобой.

Признаки эмоционального одиночества:

  • Желание быть важным для кого-то из приятелей и убежденность в том, что этого не произойдет.
  • Ощущение, что у тебя нет лучшего друга, того с кем можно поделиться самым сокровенным.
  • Мечта иметь рядом человека, с которым не было бы одиноко.

Внешние причины, формирующие чувство одиночества.

Кризис, безработица, насилие, катастрофы, скандалы – такие новости всегда перекрывают хорошие и позитивные. Мы, сами того не замечая, транслируем подростку страшное и негативное. Особенно это касается будущего самих подростков. Школьное обучение сейчас направлено на получение результата любой ценой в ущерб развитию сплоченности и социализации. Воспитание направлено на стремление к новым вершинам, при этом ребенок теряет навыки общения и формирования социальных и эмоциональных связей.

Последствия одиночества.

Последствия социального одиночества могут ощущаться продолжительное время, а последствия эмоционального могут быть более жестокими —депрессия, социофобия, шизофрения, биполярное расстройство и попытки самоубийства.

Загрязнение воздуха увеличивает риск преждевременной смерти на 5%, лишний вес — на 20%, а одиночество — на 40%. Это доказал американский нейропсихолог Джон Качоппо.

Эмоционально одинокие дети рискуют остаться вне нормальной жизни: без образования, карьеры, вне социальных групп, чувствуя себя неудачниками.

У школьников наблюдались симптомы, связанные с влиянием одиночества на психическое и физическое здоровье, учебу и социально-эмоциональное общение.

 У младших школьников:

  • Трудности с освоением письма, чтения и математики.
  • Желание избегать выполнения заданий и возможных неудач.
  • Частое ощущение непричастности к происходящему и дискомфорт.
  • Угнетенность в социальной сфере.
  • Увеличение времени, проводимого за компьютером и телевизором.
  • Беспокойное поведение и слабые навыки групповой работы.
  • Большая вероятность стать отвергнутым или объектом насмешек и травли.

У старших школьников:

  • Переутомление от нагрузок.
  • Проблемы со здоровьем.
  • Угнетенность и социофобия.
  • Уменьшение увлечений.
  • Депрессия и мысли о саморазрушении.
  • Проба алкоголя и наркотиков.

Задача родителей.

Одиночество – это наследственное?

Одиночество передается по наследству, но не так, как внешность. У детей одиноких родителей больше шансов повторить родительский сценарий и стать эмоционально или социально одинокими.

Ученые обратили внимание, что в семьях, где приняты совместное времяпрепровождение и игры, у детей больше возможностей простроить дружеские связи в обществе. Если же ребенок воспитывался в «диктаторской» семье, то и на практике он применял те же методы6 завоевывал друзей с помощью доминирования и принуждения.

Формируем социальные навыки.

Огромное значение для формирования социальных навыков имеет опыт раннего взаимодействия дома. Родители могут помощь своим необщительным малышам. Пригласить в гости других детей, организовать детский праздник или отпускать ребенка в гости к одноклассникам.

Беспокоимся и расспрашиваем.

Когда ребенка не расспрашивают о его делах, где он был, что делал и все ли у него хорошо, то у него может возникнуть чувство ненужности и он перестанет ощущать себя в безопасности. Интересоваться делами ребенка важно и нужно, но главное, не перегнуть палку. Всего должно быть в меру. При строгих ограничениях ребенку сложнее завязать новые социальные контакты. Если ребенку после 10 лет все еще запрещено уходить дальше своего двора, то ему сложнее будет завести новых друзей.

Конструктивные решения.

  1. Говорим с ребенком о происходящем. Желательно в подходящей ситуации и максимально деликатно.
  2. Хвалим и подбадриваем подростка. Поддерживаем его уверенность в себе и обращаем внимание на сильные стороны.
  3. Предложите отрепетировать возможное знакомство: как лучше начать и что сказать.
  4. Обсудите есть ли в его окружении ребята, с которыми бы ребенку хотелось подружиться.
  5. Пригласите в гости знакомого подростка, предложите совместное занятие, например, поход в кино.
  6. Узнайте может быть в школе или рядом с домом есть кружки, где ребенок мог бы найти друзей по интересам.

Обсуждайте вопросы дружбы и общения уважительно и ненавязчиво. Вопреки сложившемуся мнению, подростки ждут и хотят, чтобы их делами интересовались. Дети сами составили список вопросов, которых они ждут от родителей:

  • Какие у тебя друзья?
  • Чем вы занимаетесь вместе?
  • Как твои друзья относятся к другим людям?
  • Где вы гуляете и где тебе интересно бывать?
  • Дразнят ли тебя в компании?
  • Чем занимаются твои друзья и какие у них планы на будущее?

Даже если ребенок будет отвечать уклончиво, ему все равно будет приятно, что вы интересуетесь, что он и его жизнь важны для вас.

16.12.2020