Цифровая образовательная среда для школьника

Нет времени читать?

Весной 2020 года, когда школы перешли на дистанционное обучение, остро встал вопрос создания цифровой образовательной среды (ЦОС). Не смотря на опасения родителей, что обучение в школе теперь окончательно перейдет в интернет-пространство, ЦОС стоит развивать и она, при грамотном использовании, может помочь родителям. На эту тему мы поговорили со специалистами Министерства просвещения Российской Федерации и известными родителями.

Планы министерства

ЦОС – это федеральный проект, направленный на создание безопасной современной цифровой среды, обеспечивающей доступность и качество образования. Проект рассчитан до 2024 года является частью мировых образовательных систем.

Если говорить подробнее, то ЦОС – это платформа, на которой собран обучающий материал, составленный по темам, предметам и году обучения; сервисы, увеличивающие интерактивность обучения; доступ к высокоскоростному интернету и обеспечение современным оборудованием образовательных организаций.

Министр просвещения России Сергей Кравцов поясняет: «Мы не планируем заменить очное обучение заочным. Мы говорим о использовании в традиционном образовательном процессе материалов Российской электронной школы, уроки и методики ведущих педагогов страны. Мы даем учителям новые инструменты и возможности».

14 регионов страны протестируют возможности ЦОС.

Школьная система образования получит:

  1. высокоскоростной интернет;
  2. доступ к платформе образовательных сайтов и сервисов, для углубленного изучения предметов;
  3. возможность для ребенка быть виртуально с классом, если по каким-то причинам он не может посещать уроки;
  4. объединение информационных государственных систем с ЦОС;
  5. доступ к видеотрансляциям лекций и уроков;
  6. разгрузку педагогов от бумажной работы за счет автоматизации школьных процессов.

ЦОС и родители.

Родителям важно знать, что ЦОС – это не только основная образовательная программа, но и дополнительные знания. Платформа включает в себя разнообразные предметы и темы, проверенные и одобренные экспертами.

Данная система помогает сделать обучающий процесс более индивидуальным. У учителя появляется возможность работать дифференцировано с детьми с разным уровнем подготовки.

ЦОС вводится не вместо, а в помощь традиционной модели образования. Сначала будут запущены пилотные версии в выбранных регионах. В процессе проект будет дорабатываться, с учетом пожеланий и предложений родителе, педагогов и самих учащихся.

Семьи и дистанционное обучение

 «Онлайн-обучение может разнообразить обычное»

Оксана Федорова, телеведущая. Ребенок с рождения находится в цифровой среде и достаточно быстро к ней адаптируется. Если обучение онлайн продумано и грамотно систематизировано, то оно будет интересно ребенку. Родителям проще контролировать, как ребенок усвоил материал, и возвращаться к уроку в случае необходимости. Без системы обучения на дому не обойтись семьям, в которых дети часто болеют или вынуждены пропускать занятия, например из-за спорта. Есть дети с ДЦП и наш фонд «Спешите делать добро!» с ними работает. Многие из них не ходят в школу, да и вообще ходят с трудом. Для таких детей цифровая платформа обучения это возможность учиться и социализироваться.

Онлайн-среда дает огромные возможности. Например, в онлайн-конкурсе «Спасибо маленькому герою», который организовал наш фонд к 75-летию Победы, участвовало более 4 тысяч детей со всей России.

«Не стоит заменять «дистантом» традиционное обучение»

Ирина Слуцкая, серебряный призер Олимпийских игр 2002 года по фигурному катанию, председатель президиума Добровольного физкультурного союза. Ребенок должен общаться со сверстниками, учителями, иметь обычные школьные радости. Онлайн-обучение всего этого не дает, хотя, конечно же экономит время на дорогу, школьную форму и так далее. На дистанционном обучении ребенку комфортнее находится в привычной домашней обстановке. Хорошо бы эти два вида обучения совмещались, а не исключали друг друга.

«Цифровое обучение не сможет заменить обычное»

Тутта Ларсен, журналистка, теле-и радиоведущая. Образование – это, не только знания, но и общение. И тут все информационные программы проигрывают обычной школе. Дети не учатся выстраивать отношения, не контактируют и не играют друг с другом. Ребенок получит знания, но не дополучит общение. Через какое-то время мы столкнемся с поколением людей, имеющими проблемы с коммуникацией.

Я против замены полноценного школьного образования таким, каким оно было этой весной. Конечно, родители в праве выбирать ту форму обучения, которая им подходит. Если говорить о нашей семье, то это был интересный опыт: мы попробовали новые инструменты и возможности; но не единственный. Онлайн-обучение я рассматриваю, как дополнительный сервис цифрового образования. Разнообразные курсы и мастер-классы. Мои дети дополнительно занимаются английским, математикой с репетитором онлайн. Но это – только дополнительное обучение и оно не заменяет обычную школу.

«Дистанционное обучение важно и нужно»

Сергей Рязанский, летчик-космонавт, Герой Российской Федерации, председатель Российского движения школьников. Мы живем в такое время, когда интернет необходим. Он облегчает процессы, дает другие возможности. Многие проекты нашего Российского движения школьников проходят онлайн. Пандемия показала всем, что продолжать учиться можно и дома. Это особенно важно для детей из отдаленных районов, где нет большого выбора кружков. Главное, чтобы в школах было современное оборудование и хороший интернет, чтобы у любого школьника был доступ к дополнительным знаниям.

Многие смогли почувствовать себя космонавтами в период самоизоляции. Только условия оказались более комфортными. И взрослые, и школьники открыли для себя интернет-возможности, особенно это коснулось сферы образования. И эти навыки стоит закреплять и развивать.

21.12.2023