Агрессия в сети у подростков. Кибербуллинг

Нет времени читать?

Агрессивное поведение детей в интернете сейчас такое же обыденное явление, как агрессия в школе или на улице. Как помочь своему ребенку и чем может быть опасна травля в киберпространстве? Задача подросткового возраста – это социализация, развитие и становление личности. Подростковая агрессия обусловлена физиологией и особенностями психоэмоциональной сферы. Общение со сверстниками важная часть взросления, а в условиях развития информационных технологий, это общение все чаще происходит в интернете.

Опасности интернет-общения.

Социальные сети для ребенка – это собственная активность, выбор формы и содержания общения, часто отсутствие контроля со стороны взрослых и вместе с тем территория, на которой подросток сталкивается с агрессией.

Кибербуллинг – это оскорбления, угрозы и домогательства в сети, иногда длительного действия, но чаще спонтанные и ситуативные.

Формы сетевой агрессии.

Согласно опросу, только треть подростков не сталкивалась с агрессией в социальных сетях. 6 % сами выступали в роли агрессора, 21% были свидетелями негатива, направленного на других и 31% подвергались атакам со стороны других пользователей.

Спонтанная агрессия проявляется в интернете постоянно. Негативный фон в сети составляют разные формы агрессии. Это и троллинг (провокация), и хейтерство (склочничество, ненависть).

Чем опасна сеть.

По мнению подростков в интернете наибольшую угрозу представляет мошенничество. Затем идет повторяющаяся назойливая реклама. Остальные виды агрессии напрямую направлены на личность: оскорбления, домогательства, шантаж. Иногда преследования в сети могут переходить и в реальную жизнь.

С одной стороны подростки явно нуждаются в сетевом общении, с другой они считают интернет-территорию опасным местом. Они отдают себе отчет, что могут столкнуться с угрозами, могут подвергнуться оскорблениям и быть обманутыми.

Сексуальные домогательства в сети.

Подростки привлекают внимание к себе и своей странице в сети, им хочется нравиться, быть яркими и интересными. Получая порцию внимания со стороны интернет-пользователей, нужно быть готовым и к проявлениям сексуальных домогательств. И тут подростки проявляют себя амбивалентно. С одной стороны, присутствует страх нездорового интереса к себе, с другой желание подчеркнуть свою привлекательность. Чем активнее ведет себя подросток в жизни и в интернет-пространстве, тем больше риск подвергнуться сексуальным домогательствам.

Наблюдатель, жертва или преследователь.

Кибербуллинг отличается от обычного буллинга тем, что в реальной жизни «жертва» редко становится «преследователем», в отличие от интернета. В реальности, чтобы быть преследователем, надо обладать яркими лидерскими качествами. В кибербуллинге преследователем может стать любой неудачник; ущемленный в правах, закомплексованный ребенок.

Интернет-пространство обезличивает, и один и тот же человек может оказаться и преследователем, и жертвой. Но существует и третья группа – наблюдатели. Они так же подвергаются агрессии, являясь свидетелями конфликта и у них в последствии может проявится посттравматический синдром. Некоторые наблюдатели могут при определенных обстоятельствах стать преследователями, другие так и остаются наблюдателями.

Травма и ее последствия.

В ситуации реальной травли, о конфликте знает узкий круг людей – класс или компания во дворе. Ребенок, не справляющийся с буллингом, всегда может обратиться за помощью к взрослым. В интернете все происходит шире и сложнее. Благодаря доступности информации, о жертве кибербуллинга может узнать весь мир. Так же непонятно к кому можно обратиться за помощью. Анонимность обидчика ведет к его безнаказанности.

У жертвы кибербуллинга проявляются социофобия, гелотофобия (страх быть осмеянным) и другие посттравматические симптомы.

Интернет-травля, в отличие от обычной, все чаще несет в себе сексуальный подтекст. Все чаще происходит секстинг – угроза и выкладывание в сеть фотографий деликатного содержания. Такие действия могут привести к ужасным последствиям, вплоть до суицида.

Стратегия для родителей. 5 шагов.

К сожалению, не многие родители берут на себя ответственность за связи и действия своих детей в виртуальном мире. Больше половины опрошенных родителей считают, что за безопасность в интернете отвечают государство, школа и сами интернет-ресурсы, а дети достаточно разбираются в цифровом мире. Но это не так и ребенок не может оставаться один на один с виртуальной реальностью, ему необходима помощь родителей.

Исследование EU KidsOnline разработало 5 основных шагов, при помощи которых родители могут помочь ребенку разобраться в интернет-пространстве.

  1. Активная медиация – интернет используется ребенком только в присутствии родителя.
  2. Медиация безопасности – родители обучают ребенка правилам безопасности в сети.
  3. Ограничивающая медиация – родители определяют и устанавливают правила использования интернета.
  4. Контроль контактов, профилей и сайтов, которыми пользуется ребенок.
  5. Ограничения. Родители используют специальные программы, которые фильтруют информацию и блокируют нежелательные сайты.

Родители должны выступать посредниками между ребенком и интернетом. Для этого надо самим быть достаточно информированными в цифровой сфере. Родителям стоит обратить внимание на повышение собственного уровня интернет-пользователя, чтобы максимально сократить цифровой разрыв между поколениями. Чаще говорите с ребенком о безопасности в сети, защите своих данных, использовании различных технических программ. Учите детей ответственному использованию интернет-пространства.

16.12.2020